Новости

13.03.2018
Соблюдайте элементарные правила безопасности
13.03.2018
Наурыз в Казахстане отмечают традиционно с 21 по 23 марта.
13.03.2018
На портале электронного правительства жители Казахстана смогут заменять водительские права онлайн

Новые Правила дорожного движения кардинально изменят жизнь казахстанских автомобилистов

13.12.14

Новые Правила дорожного движения 

кардинально изменят жизнь 

казахстанских автомобилистов

С 2015 го­да в рес­пуб­ли­ке всту­пят в дей­ствие но­вые Пра­ви­ла до­рож­но­го дви­же­ния, утвер­жден­ные Пра­ви­тель­ством РК 13 но­яб­ря 2014 го­да. 


Разо­брать­ся в но­во­вве­де­ни­ях и по­нять за что по­ли­цей­ские бу­дут штра­фо­вать, а в ка­кой си­ту­а­ции по­ка по­вре­ме­нят с на­ка­за­ни­ем кор­ре­спон­ден­ты YK-avto.​kz при­гла­си­ли вид­ных во­сточ­но-ка­зах­стан­ских и рес­пуб­ли­кан­ских экс­пер­тов в об­ла­сти ПДД.

Вклю­ча­ем фа­ры

Боль­ше все­го ка­зах­стан­ских ав­то­лю­би­те­лей уди­вил по­явив­ший­ся в пра­ви­лах пункт, обя­зы­ва­ю­щий во­ди­те­лей "в свет­лое вре­мя су­ток на всех дви­жу­щих­ся транс­порт­ных сред­ствах с це­лью их обо­зна­че­ния вклю­чать фа­ры ближ­не­го све­та или днев­ные хо­до­вые ог­ни".

Ес­ли пре­жде ближ­ний свет нуж­но бы­ло вклю­чать днем ис­клю­чи­тель­но вне на­се­лен­ных пунк­тов, то те­перь све­тить необ­хо­ди­мо все­гда.

– Ко­неч­но, по­ста­ра­ем­ся сна­ча­ла до­не­сти это но­во­вве­де­ние до во­ди­те­лей, а штра­фо­вать ин­спек­то­ра по­на­ча­лу бу­дут ис­клю­чи­тель­но злост­ных на­ру­ши­те­лей, – по­яс­нил кор­ре­спон­дент YK-avto.​kz на­чаль­ник от­де­ла до­рож­но-тех­ни­че­ской ин­спек­ции УАП ДВД ВКО Сер­гей Ко­ва­лен­ко. – По­тре­бу­ет­ся вре­мя, что­бы все при­вык­ли, но это за­кон, и его нуж­но ис­пол­нять, тем бо­лее что речь идет о без­опас­но­сти. Вла­дель­цам но­вых ав­то в дан­ном слу­чае бу­дет немно­го про­ще, ведь у боль­шин­ства со­вре­мен­ных ма­шин уста­нов­ле­ны днев­ные хо­до­вые ог­ни, ко­то­рые впер­вые вклю­чи­ли в ПДД, и в дан­ном слу­чае они поз­во­лят за­ме­нить ближ­ний свет фар.

А где пар­ко­вать­ся?

С но­во­го го­да про­бле­мой но­мер один для ты­сяч ав­то­лю­би­те­лей ста­нет пар­ков­ка. В но­вых пра­ви­лах чет­ко про­пи­са­но, что сто­ян­ка ав­то­мо­би­лей от­ныне за­пре­ще­на "на до­ро­гах и ули­цах на­се­лен­ных пунк­тов, кро­ме спе­ци­аль­но от­ве­ден­ных для это­го мест, обо­зна­чен­ных со­от­вет­ству­ю­щи­ми до­рож­ны­ми зна­ка­ми и ука­за­те­ля­ми". Ес­ли рань­ше пар­ко­вать­ся мож­но бы­ло вез­де, где это не за­пре­ще­но, то нын­че это за­пре­ще­но вез­де, где не раз­ре­ше­но.

– Ре­ше­ние пра­виль­ное, так как бро­шен­ные вдоль до­рог ав­то­мо­би­ли ме­ша­ют сне­го­убор­щи­кам, и из-за это­го ав­то­вла­дель­цы по­том са­ми стал­ки­ва­ют­ся с мно­же­ством про­блем. К при­ме­ру, ко­гда край­няя по­ло­са дви­же­ния ста­но­вит­ся непри­год­ной для про­ез­да ма­шин, – ком­мен­ти­ру­ет Сер­гей Ко­ва­лен­ко. – Од­на­ко в пра­ви­лах ска­за­но, что для сто­ян­ки долж­но быть и от­ве­ден­ное ме­сто, и знак, че­го у нас прак­ти­че­ски не име­ет­ся. Об­ласть не го­то­ва к при­ня­тию это­го пунк­та пра­вил. Сей­час мы про­ра­ба­ты­ва­ем во­прос с от­де­лом ЖКХ и аки­ма­том, что­бы на 2015 год за­кла­ды­вал­ся бюд­жет для ор­га­ни­за­ции пар­ко­воч­ных зон. По ука­зу МВД на­ши со­труд­ни­ки по­ка бу­дут огра­ни­чи­вать­ся пре­ду­пре­жде­ни­я­ми.

При­ме­ча­тель­но, что неод­но­знач­ную нор­му в про­ек­те пра­вил пы­та­лись опро­те­сто­вать да­же в Ген­про­ку­ра­ту­ре. Мол, она про­ти­во­ре­чит здра­во­му смыс­лу. Од­на­ко за­прет на пар­ков­ку, несмот­ря на про­те­сты над­зор­но­го ве­дом­ства, все же про­брал­ся в но­вые ПДД.

Пе­ре­смотр тех­осмот­ров

Зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния кос­ну­лись пра­вил про­хож­де­ния обя­за­тель­но­го тех­ни­че­ско­го осмот­ра. Вслед за из­ме­не­ни­я­ми в За­коне "О до­рож­ном дви­же­нии" в ПДД по­явил­ся пункт, поз­во­ля­ю­щий вла­дель­цам но­вых лег­ко­вых ав­то не про­хо­дить пер­вые че­ты­ре го­да (вклю­чая год вы­пус­ка) обя­за­тель­ный тех­ни­че­ский осмотр, ес­ли ав­то не ис­поль­зу­ет­ся в пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти.

Ес­ли ва­шей ма­шине уже бо­лее че­ты­рех лет, то осмат­ри­вать ее необ­хо­ди­мо по-преж­не­му один раз в год. Прав­да, те­перь во­зить с со­бой та­лон о про­хож­де­нии тех­осмот­ра или ди­а­гно­сти­че­ский лист, вы­дан­ный вам на стан­ции, не при­дет­ся. Та­лон­чик вы­черк­ну­ли из спис­ка до­ку­мен­тов, ко­то­рые во­ди­тель дол­жен иметь при се­бе и по пер­во­му тре­бо­ва­нию предо­став­лять упол­но­мо­чен­ным ли­цам. От­ныне све­де­ния о про­хож­де­нии тех­осмот­ра бу­дут хра­нить­ся в ба­зе дан­ных и при же­ла­нии лю­бой по­ли­цей­ский смо­жет са­мо­сто­я­тель­но про­ве­рить "про­ф­при­год­ность" ва­ше­го ав­то­мо­би­ля, не тре­буя то­му до­ку­мен­таль­но­го под­твер­жде­ния.

И еще од­на ин­те­рес­ная осо­бен­ность по­яви­лась в ос­нов­ных по­ло­же­ни­ях по до­пус­ку транс­порт­ных средств к экс­плу­а­та­ции. Те­перь ав­то­лю­би­тель обя­зан по­втор­но про­из­ве­сти тех­ни­че­ский осмотр сво­е­го ав­то­мо­би­ля "в слу­чае со­вер­ше­ния ДТП с воз­ник­но­ве­ни­ем неис­прав­но­стей, при ко­то­рых за­пре­ще­на экс­плу­а­та­ция транс­порт­ных средств". Вы­хо­дит, что по­сле ава­рии преж­ний тех­осмотр ста­но­вит­ся недей­стви­тель­ным и ин­спек­тор дол­жен на­пра­вить вас на по­втор­ное про­хож­де­ние про­це­ду­ры.

– Ду­маю, что во­ди­те­ли бу­дут за­но­во про­хо­дить тех­осмотр НЕ по­сле каж­до­го ДТП, а толь­ко в тех слу­ча­ях, ко­гда из-за ава­рии ав­то­мо­биль был "вы­ве­ден из строя" и по­яв­ля­ют­ся со­мне­ния в даль­ней­шей его при­год­но­сти, – до­ба­вил Сер­гей Ко­ва­лен­ко. – Что­бы быть уве­рен­ным в соб­ствен­ной без­опас­но­сти, сто­ит про­ве­рить свою ма­ши­ну по­втор­но.

Не боль­ше сот­ни!

В но­вых ПДД про­пи­са­ны но­вые "ско­рост­ные пре­де­лы" для лег­ко­вых ав­то. На ав­то­ма­ги­стра­лях во­ди­те­лям лег­ко­ву­шек по-преж­не­му раз­ре­ше­но раз­ви­вать ско­рость до 140 ки­ло­мет­ров в час, ес­ли иной ско­рост­ной ре­жим не уста­нов­лен зна­ка­ми. На до­ро­ге вне на­се­лен­но­го пунк­та, ес­ли на ней име­ет­ся раз­де­ли­тель­ная по­ло­са, раз­го­нять­ся мож­но до 110 ки­ло­мет­ров в час. На осталь­ных за­го­род­ных трас­сах ско­рост­ной ба­рьер те­перь сни­жен до 100 ки­ло­мет­ров в час.

– На меж­ду­го­род­них трас­сах, где от­сут­ству­ет раз­де­ли­тель­ный эле­мент (от­бой­ник или бор­дюр – прим. авт.), от­де­ля­ю­щий встреч­ные на­прав­ле­ния до­ро­ги друг от дру­га, те­перь необ­хо­ди­мо при­дер­жи­вать­ся ско­ро­сти не бо­лее 100 ки­ло­мет­ров в час, – уточ­нил Сер­гей Ко­ва­лен­ко. – Раз­го­нять­ся до 110 ки­ло­мет­ров в час раз­ре­ше­но на до­ро­гах пер­вой тех­ни­че­ской ка­те­го­рии, ко­то­рые у нас в об­ла­сти стро­ят­ся. На них бу­дет раз­ме­ще­на раз­де­ли­тель­ная по­ло­са.

Де­тей – в крес­ло!

Ес­ли по дей­ству­ю­щим пра­ви­лам де­тей до 12 лет нель­зя бы­ло пе­ре­во­зить на пе­ред­нем си­де­нье ма­ши­ны без спе­ци­аль­но­го удер­жи­ва­ю­ще­го крес­ла, то те­перь та­кое "та­бу" на­ло­же­но на весь са­лон ав­то­мо­би­ля. От­ныне "за­пре­ща­ет­ся пе­ре­во­зить де­тей до 12 лет при от­сут­ствии спе­ци­аль­но­го дет­ско­го удер­жи­ва­ю­ще­го устрой­ства или иных средств, поз­во­ля­ю­щих при­стег­нуть ре­бен­ка с по­мо­щью рем­ней без­опас­но­сти". Что за­ко­но­твор­цы под­ра­зу­ме­ва­ли под ины­ми сред­ства­ми без­опас­но­сти – неяс­но. Воз­ни­ка­ет во­прос: как быть так­си­ста­м?

– Не счи­таю это про­бле­мой, ведь так­си­сты пе­ре­воз­ка­ми пас­са­жи­ров за­ни­ма­ют­ся про­фес­си­о­наль­но, с це­лью за­ра­бот­ка, – вы­ска­зал свое мне­ние Сер­гей Ко­ва­лен­ко. – Пусть у каж­до­го име­ют­ся та­кие устрой­ства, ведь это ми­ро­вая прак­ти­ка и уже не раз бы­ло до­ка­за­но, что пе­ре­во­зить де­тей в по­доб­ных крес­лах на­мно­го без­опас­нее.

Всем на за­мет­ку!

Пред­ла­га­ем ва­ше­му вни­ма­нию ин­фор­ма­цию о дру­гих лю­бо­пыт­ных из­ме­не­ни­ях в ПДД.

Ес­ли вас оста­но­вил со­труд­ник по­ли­ции, то во­ди­те­лям и пас­са­жи­рам за­пре­ща­ет­ся по­ки­дать ав­то­мо­биль без раз­ре­ше­ния ин­спек­то­ра, в ином слу­чае вы ста­не­те на­ру­ши­те­лем.

Та­к­же во­ди­те­лям те­перь "за­пре­ща­ет­ся упо­треб­лять ал­ко­голь­ные на­пит­ки, нар­ко­ти­че­ские или пси­хо­троп­ные ве­ще­ства по­сле до­рож­но-транс­порт­но­го про­ис­ше­ствия ли­бо по­сле то­го, как транс­порт­ное сред­ство бы­ло оста­нов­ле­но по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ка ор­га­нов внут­рен­них дел". Объ­яс­не­ние но­во­вве­де­ния про­стое: за­ча­стую нетрез­вые во­ди­те­ли, бу­дучи оста­нов­лен­ны­ми по­ли­ци­ей, при­бе­га­ли к хит­ро­сти. Глу­ши­ли мо­тор и сроч­но при­кла­ды­ва­лись к бу­тыл­ке. Мол, я вы­пил по­сле то­го, как ме­ня оста­но­ви­ли...

От­ныне ав­то­лю­би­те­лей обя­за­ли ре­ги­стри­ро­вать до­ве­рен­ность на во­жде­ние в упол­но­мо­чен­ных ор­га­нах, в на­шем слу­чае это управ­ле­ние ад­ми­ни­стра­тив­ной по­ли­ции ДВД ВКО.

– За неза­ре­ги­стри­ро­ван­ную до­ве­рен­ность во­ди­те­лям гро­зит штраф в раз­ме­ре по­ло­ви­ны МРП (сей­час 926 тен­ге), – на­по­ми­на­ет Сер­гей Ко­ва­лен­ко.

Вне за­ко­на ока­за­лась и "бо­е­вая рас­крас­ка" ва­ше­го ав­то­мо­би­ля. "За­пре­ще­на экс­плу­а­та­ция транс­порт­ных средств, на ку­зов ко­то­рых на­не­сен аэро­гра­фи­че­ский трех­мер­ный ри­су­нок". Ка­ким спо­со­бом со­труд­ник по­ли­ции смо­жет опре­де­лить "трех­мер­ность" изоб­ра­же­ния, оста­ет­ся за­гад­кой.

По­смот­рим в дей­ствии

– ПДД из­ме­ни­лись вслед­ствие при­ня­тия но­во­го за­ко­на о до­рож­ном дви­же­нии, – ре­зю­ми­ру­ет пред­се­да­тель Неза­ви­си­мо­го ав­то­мо­биль­но­го со­ю­за Эду­ард Эдо­ков. – А вот уро­вень про­ра­бот­ки за­ко­на еще раз под­твер­жда­ет невы­со­кую ква­ли­фи­ка­цию спе­ци­а­ли­стов, ко­то­рые им за­ни­ма­лись в те­че­ние двух лет. За­прет сто­ян­ки на ули­цах и до­ро­гах в на­се­лен­ных пунк­тах – это, по­жа­луй, са­мое бре­до­вое по­ло­же­ние, с ко­то­рым мы стал­ки­ва­ем­ся. На­де­юсь, что в бли­жай­шее вре­мя в та­кие ста­тьи вне­сут по­прав­ки. А по­ка это по­хо­дит на лоб­би за­во­да по про­из­вод­ству до­рож­ных зна­ков, ведь слож­но се­бе пред­ста­вить, сколь­ко их при­дет­ся рас­ста­вить по всей стране. Неяс­на мо­ти­ва­ция за­пре­та на аэро­гра­фию и фор­му­ли­ров­ка "трех­мер­но­го изоб­ра­же­ния", то есть это еще один нера­бо­та­ю­щий пункт. Сре­ди по­лез­ных но­во­вве­де­ний – во­жде­ние с ближ­ним све­том или хо­до­вы­ми ог­ня­ми в днев­ное вре­мя в на­се­лен­ных пунк­тах. Это во­прос без­опас­но­сти, и ми­ро­вая прак­ти­ка уже дав­но ука­зы­ва­ет нам на это. На­де­юсь, доб­лест­ная по­ли­ция не ис­поль­зу­ет но­вый за­кон, что­бы по­все­мест­но штра­фо­вать не зна­ю­щих о но­во­вве­де­ни­ях ав­то­мо­би­ли­стов.

В МВД РК нам по­яс­ни­ли, что точ­ная да­та на­ча­ла дей­ствия но­вых ПДД по­ка неиз­вест­на. Ори­ен­ти­ро­воч­но – ян­варь 2015 го­да.

Ан­дрей Вер­ба