Новости

14.09.2015
Лабораторные исследования показали, что в нашу страну партнеры по ЕАЭС завозили испорченные товары, причем неоднократно.
14.09.2015
По мнению представителей ассоциации, увеличенный тариф будет работать уже с 2016 года.
10.09.2015
Карагандинцу не обменяли сертификат программного дополнительного сервисного обслуживания на деньги или товар.
10.09.2015
Разброс цен на АИ-92 по регионам будет колебаться на величину транспортировки.

АИ-92: каков предел свободы?

10.09.2015



После того как 4 сентября было объявлено о том, что государство перестает регулировать розничные цены на бензин АИ-92, табло некоторых АЗС показывали цифру 130 напротив этой марки. Вслед за взлетом и предписанием Миннацэкономики предоставить информацию о структуре ценообразования бензина АИ-92/93 крупные сети снизили планку до 125 тенге. Деловой еженедельник «Капитал.kz» попросил экспертов оценить ситуацию с нерегулируемыми ценами на ходовую марку и дать прогнозы ее стоимости.

Возобладал фактор курса

«Сейчас сложилась цена, которая устраивает всех, в том числе нефтяников», – говорит Жарас Ахметов, директор компании Oil Gas Project. При этом, по его мнению, «цены все же будут придерживать» на АИ-92.

«Сейчас произошло выравнивание, однако в ближайшей перспективе основными факторами будут мировая цена на нефть, курс тенге по отношению к доллару и российскому рублю, стоимость ГСМ в России и железнодорожные тарифы на перевозку. Каждый из этих факторов будет влиять на стоимость ГСМ», – говорит Галим Хусаинов, генеральный директор BRB INVEST. Он отмечает, что задавать тон стоимости ГСМ будут крупные сети, которые имеют доминирующее положение, остальные будут подстраиваться под них.

Камилла Манакова, аналитик в сфере нефти и газа, уверена: цена на АИ-92 должна была вырасти до 127-130 тенге за литр. Свое мнение эксперт основывает на формуле расчета стоимости, указанной в государственных Правилах определения предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов. Там цена на нефть и курс тенге к доллару определены как приблизительно равные по значимости факторы ценообразования. «В условиях наблюдаемых стабильно низких котировок на нефть девальвация тенге становится решающим фактором подорожания бензина», – поясняет эксперт. Такого же мнения – что возобладал фактор курса – придерживается и Алдаш Айтжанов, президент Центра развития и защиты конкурентной политики.

Тем не менее на пресс-конференции, посвященной новым правилам на рынке топлива, Владимир Школьник, министр энергетики РК, говорил о том, что стоимость 92-го может колебаться в пределах 140-150 тенге. Может ли цена действительно добраться до этого «коридора»? По мнению Галима Хусаинова, это возможно в случае дальнейшего обесценения тенге и роста стоимости ГСМ в России, а также если подорожает нефть на сырьевых рынках. Алдаш Айтжанов считает, что рыночная цена АИ-92 на сегодняшний день не будет превышать 130 тенге, поскольку именно до этой отметки она подскочила в первые дни после отмены госрегулирования. Жарас Ахметов уверен: 140-150 тенге – это на сегодняшний день завышенная планка, но «надо посмотреть, что будет ближе к зиме, как поменяются тарифы КазТрансОйла».

А что касается того, может ли стоимость 92-го разниться в зависимости от региона Казахстана, то, по мнению Галима Хусаинова, разброс цен будет колебаться на величину транспортировки, но это небольшие расходы, плюс/минус 5 тенге на 1 литр. Алдаш Айтжанов также отмечает, что значительной разницы не предполагается, «за исключением особо отдаленных районов».

Квадратный корень из нефти

Выступая на пресс-конференции, министр энергетики Владимир Школьник привел такие цифры. В августе 2014 года нефть стоила $110 за баррель, доллар – 182 тенге, бензин – 128 тенге за литр. Сейчас баррель Brent торгуется в районе $50, доллар стоит 240 тенге, литр бензина (до отмены госрегулирования. – Ред.) – 108 тенге. Получается, при прежних условиях литр 92-го стоил 70 центов, сейчас – 40 центов.

Каким образом делаются расчеты?

Как объясняет Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, формула для определения розничной стоимости топлива отталкивается от оптовой цены, 17% – такая прибыль в ней заложена для ретейлеров. Однако специфика работы АЗС такова, что затраты превышают указанные проценты – эти организации практически не имеют выгоды, на 1-2% остаются в убытке. «Поэтому они всегда просили, чтобы им отводилась 30-процентная доля. Тогда они и в расходы свои уложатся, и прибыль получат», – комментирует эксперт. Существующая формула содержит «абсурдных компонентов больше, чем есть в нормальной жизни», она не годится для нашей экономики. Цены на бензин, как говорит Олег Егоров, устанавливаются «чисто механически».

Как теперь будет устанавливаться цена – Жарас Ахметов считает, что если при государственном регулировании обратным счетом определялась цена нефти на НПЗ, то теперь будет определяться прямым счетом от цены на нефть на НПЗ. На этот процесс влияют два фактора – альтернативная чистая экспортная цена и наличие квоты на экспорт. «Если цена на нефть на внутренний рынок ниже альтернативной, то нефтяник уйдет на экспорт при условии наличия квоты. Если квота израсходована, у него выбор: остановиться или идти на внутренний рынок по текущей цене. Если спред небольшой, он пойдет на НПЗ», – разъясняет аналитик. Сколько поставляется на внутренний рынок, сколько – на экспорт, определяется контрактом недропользования. Минэнерго в соответствии с условиями контракта по заявке дает согласие на экспорт, что и есть экспортная квота, поясняет он.

«Формула на бензин является непрямолинейной, так как цены на бензин зависят от множества факторов», – поясняет Галим Хусаинов. При этом нужно рассчитывать внутреннюю цену на нефть, которая зависит от цен на нефть, и величину налогов на экспорт, которые уплачивают нефтяники. «А постоянные расходы на переработку и транспортировку не изменяются, поэтому изменение сырьевых расходов, которые подвержены колебаниям, является непрямолинейным», – отмечает аналитик.

Цены без господдержки

До того, как розничная стоимость АИ-92 была выведена из-под государственной «опеки», ценники оптовых поставщиков не регулировались. В установленных рамках держались только розничные цены на эту марку (так же, как на АИ-80 и дизтопливо). На пресс-конференции глава топливной ассоциации Болат Ауетаев высказал мысль, что теперь потребитель получит здоровую конкуренцию между заправочными станциями. Но возможен ли такой формат работы на казахстанском рынке?

Галим Хусаинов отмечает: рынок ГСМ достаточно сложный, на него влияет множество факторов. Для полноценной конкуренции нужно желание государства и более прозрачная деятельность основных НПЗ страны. «Конкуренция зависит от того, будут ли на НПЗ пускать всех желающих или ограничат доступ», – делится мнением Жарас Ахметов. Алдаш Айтжанов считает, что отсутствие госрегулирования как раз и создаст такие условия: у субъектов розничного рынка ГСМ значительно снижается зависимость от отечественных нефтеперерабатывающих заводов, что приведет к объективному ценообразованию.

И все же могут ли нерегулируемые оптовики и нерегулируемые ретейлеры устанавливать адекватную цену на ходовую марку «без помощи государства»? «Здесь не все так просто и однозначно», – замечает Жарас Ахметов. Он объясняет, что, во-первых, на формирование оптовых и розничных цен влияет цена нефти на НПЗ. «Нефтяники сами не диктуют цену, но, если она их не устраивает, могут отказаться от поставок. Иначе говоря, цена на нефть должна быть достаточно высокой. И от этого уже «пляшет» вся экономика», – говорит он. Во-вторых, всегда есть серый импорт из РФ – он тоже влияет на цены. В-третьих, ГСМ – социально значимый товар, ценам на него бесконтрольно расти не дадут.

«Элитный» должен отличаться

Вместе с удорожанием ходовой марки бензина поднялись и цены на АИ-95. «АЗС повысили стоимость этой марки, чтобы избежать перехода потребителей с подорожавшего АИ-92 на АИ-95. Основания для повышения стоимости законные – государство и раньше не регулировало розничные цены на АИ-95», – поясняет Камилла Манакова.

Жарас Ахметов считает, что 95-й подорожал в большей степени из-за того, что это топливо на казахстанском рынке в основном импортное.

Галим Хусаинов указывает на то, что между стоимостью АИ-92 и АИ-95 разница должна быть: если будет одинаковая цена либо разница будет несущественной, то потребление более качественного АИ-95 значительно вырастет, но его количество ограничено производственными мощностями. АЗС подняли цены на него, чтобы не допустить дефицита. Эксперт видит и другой вариант развития событий: многие автолюбители могут использовать смесь АИ-80 и АИ-95, что позволяет получить сомнительную экономию. Однако, отмечает он, стоимость 95-го снизилась вместе с подешевевшим 92-м.

Так, по данным на 9 сентября, на АЗС Helios бензин АИ-95 стоил 139 тенге за литр, на заправках КазМунайГаза – 136 тенге за литр, Sinooil продавал литр по 138 тенге.

Елена Тумашова