Новости

13.03.2018
Соблюдайте элементарные правила безопасности
13.03.2018
Наурыз в Казахстане отмечают традиционно с 21 по 23 марта.
13.03.2018
На портале электронного правительства жители Казахстана смогут заменять водительские права онлайн

Казахстан может сократить импорт из РФ из-за угрозы внутреннему рынку - СМИ

06.02.15

Для ком­па­ний РФ по­став­ки в Ка­зах­стан не слиш­ком боль­шой биз­нес, но по­доб­ные ре­ше­ния пря­мо угро­жа­ют эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции двух стран.

Как ста­ло из­вест­но "Ъ", Ка­зах­стан все­рьез об­суж­да­ет за­прет или огра­ни­че­ния на по­став­ки из РФ став­ших слиш­ком де­ше­вы­ми неф­те­про­дук­тов, ав­то­мо­би­лей, ме­тал­ла, ку­ря­ти­ны, му­ки, со­ков и кон­ди­тер­ских из­де­лий: их ка­зах­ские про­из­во­ди­те­ли те­перь не мо­гут кон­ку­ри­ро­вать по це­нам с рос­сий­ски­ми. 

Се­год­ня долж­ны со­сто­ять­ся кон­суль­та­ции по ре­ше­нию про­блем во вза­им­ной тор­гов­ле меж­ду Ка­зах­ста­ном и Рос­си­ей, со­об­щи­ли ис­точ­ни­ки "Ъ" в Мин­сель­хозе, Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии и на рын­ке пи­ще­вой про­дук­ции. По их сло­вам, Аста­на на­ста­и­ва­ет на вве­де­нии за­пре­та или огра­ни­че­ний на по­став­ку ря­да про­дук­ции из Рос­сии в свя­зи с угро­зой внут­рен­не­му рын­ку Ка­зах­ста­на из-за де­валь­ва­ции руб­ля (по от­но­ше­нию к тен­ге — на 47%). Речь идет о неф­те­про­дук­тах, ав­то­мо­би­лях и ак­ку­му­ля­то­рах для них, стро­и­тель­ной ар­ма­ту­ре, ка­бель­но-про­вод­ни­ко­вой про­дук­ции, стек­ло­та­ре, мя­се и яй­цах ку­ри­цы, ма­ка­рон­ных и кон­ди­тер­ских из­де­ли­ях, му­ке и со­ках.

Ис­точ­ник "Ъ" в Мин­сель­хозе го­во­рит, что пе­ре­го­во­ры идут уже неде­лю и "до­ста­точ­ных обос­но­ва­ний для вве­де­ния огра­ни­че­ний не пред­став­ле­но". Ста­ти­сти­ка Та­мо­жен­но­го со­ю­за не под­твер­жда­ет рез­кий рост им­пор­та рос­сий­ской про­дук­ции в Ка­зах­стан, уве­ря­ет чи­нов­ник. Но, при­зна­ет он, ста­ти­сти­ка не учи­ты­ва­ет мел­ко­опто­вых пар­тий и объ­е­мов, вво­зи­мых физ­ли­ца­ми.

"Ос­нов­ные до­пол­ни­тель­ные им­порт­ные объ­е­мы из Рос­сии про­хо­дят по ре­жи­му нена­блю­да­е­мой тор­гов­ли, по­это­му это некон­тро­ли­ру­е­мо и уче­ту не под­да­ет­ся",— под­твер­жда­ет ка­зах­ский чи­нов­ник.

По сло­вам со­бе­сед­ни­ка "Ъ" в Мин­сель­хозе, сей­час экс­пер­ты двух стран уточ­ня­ют объ­е­мы и це­но­вые па­ра­мет­ры им­пор­та.

На­ци­о­наль­ная па­ла­та пред­при­ни­ма­те­лей Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан (НППРК) пред­ла­га­ет пра­ви­тель­ству стра­ны уста­но­вить пол­ный за­прет на им­порт рос­сий­ско­го ку­ри­но­го мя­са, так как сред­няя ввоз­ная це­на на эту про­дук­цию сни­зи­лась с 760 тен­ге до 380 тен­ге за 1 кг. При этом толь­ко се­бе­сто­и­мость ка­зах­ской ку­ря­ти­ны со­став­ля­ет 400 тен­ге. По сло­вам гла­вы ис­пол­ко­ма На­ци­о­наль­ной мяс­ной ас­со­ци­а­ции Сер­гея Юши­на, в 2014 го­ду из Рос­сии в Ка­зах­стан по­став­ле­но бо­лее 40 тыс. тонн мя­са ку­ри­цы. Он при­зна­ет, что рос­сий­ская ку­ря­ти­на "вы­со­ко­кон­ку­рент­на" при опто­вой цене в РФ на уровне 105-108 руб. за 1 кг.

Од­на­ко, под­чер­ки­ва­ет Сер­гей Юшин, Ка­зах­стан, вхо­дя­щий в Та­мо­жен­ный со­юз, мог бы со­кра­тить объ­ем по­ста­вок из тре­тьих стран (кво­та в 2014 го­ду со­ста­ви­ла 110 тыс. тонн). В то же вре­мя, уточ­ня­ет зам­на­чаль­ни­ка эко­но­ми­че­ско­го про­гно­зи­ро­ва­ния Га­з­пром­бан­ка Да­рья Снит­ко, в Ка­зах­стан идет не бо­лее 1% об­ще­го объ­е­ма про­из­вод­ства рос­сий­ской ку­ря­ти­ны. По су­ти, по­яс­ня­ет экс­перт, огра­ни­че­ния за­тро­нут лишь несколь­ко кон­крет­ных ком­па­ний. Им­порт яиц, це­на ко­то­рых толь­ко с на­ча­ла го­да упа­ла на 20%, Ка­зах­стан хо­чет огра­ни­чить кво­той в 500 млн шт. Це­на на му­ку пер­во­го сор­та ка­зах­ских про­из­во­ди­те­лей до­сти­га­ет 95 тен­ге за 1 кг, то­гда как 1 кг рос­сий­ской сто­ит 65 тен­ге. В свя­зи с этим НППРК счи­та­ет необ­хо­ди­мым уста­но­вить кво­ту ли­бо пол­но­стью за­крыть рос­сий­ский им­порт. Та­к­же огра­ни­чить кво­той пла­ни­ру­ет­ся ввоз рос­сий­ской со­ко­вой про­дук­ции, це­ны на ко­то­рую ни­же ка­зах­ской в сред­нем на 25-30%.

Об­щий им­порт неф­те­про­дук­тов в Ка­зах­стане в 2014 го­ду со­ста­вил 1,7 млн тонн, в том чис­ле 1,1 млн тонн из Рос­сии. Сей­час, го­во­рят участ­ни­ки рын­ка, по­став­ки неф­те­про­дук­тов на­ча­ли рас­ти: по­шли­на­ми и ак­ци­за­ми они не об­ла­га­ют­ся, а из-за де­валь­ва­ции руб­ля сто­и­мость рос­сий­ской про­дук­ции при­мер­но на 30% мень­ше, чем ка­зах­ской. Уве­ли­чи­ва­ют от­груз­ки Уфим­ский НПЗ "Баш­неф­ти", Ор­ский НПЗ "Рус­снеф­ти" и "Га­з­пром неф­те­хим Са­ла­ват", уточ­ня­ет один из со­бе­сед­ни­ков "Ъ". "Мы объ­яс­ня­ем, что по­став­ля­ют ком­па­нии, а не Рос­сия, по­вли­ять на­пря­мую мы на них не мо­жем",— по­яс­ня­ет он. Со­бе­сед­ни­ки "Ъ" го­во­рят, что Ка­зах­стан хо­чет вве­сти огра­ни­че­ния на им­порт рос­сий­ских неф­те­про­дук­тов на пол­го­да. "Но на­сколь­ко это ре­аль­но — во­прос, вос­пол­нить де­фи­цит соб­ствен­ны­ми мощ­но­стя­ми Ка­зах­стан вряд ли смо­жет",— от­ме­ча­ет со­бе­сед­ник "Ъ".

О воз­мож­но­сти огра­ни­че­ния по­ста­вок в Ка­зах­стан ав­то­мо­би­лей (85 тыс. лег­ко­вых ма­шин 2014 го­ду) в сре­ду уже упо­ми­нал зам­ми­ни­стра по ин­ве­сти­ци­ям и раз­ви­тию стра­ны Аль­берт Рау. "Ка­зах­ские ав­то­ди­ле­ры се­рьез­но обес­по­ко­е­ны си­ту­а­ци­ей, сло­жив­шей­ся в де­каб­ре, ко­гда на фоне па­де­ния кур­са руб­ля в Ка­зах­стан хлы­нул по­ток де­ше­вых ав­то­мо­би­лей из Рос­сии",— го­во­рит один из ис­точ­ни­ков "Ъ" на ав­то­рын­ке. В кон­це 2014 го­да рос­сий­ские ди­ле­ры кон­ста­ти­ро­ва­ли мас­штаб­ные за­куп­ки ав­то­мо­би­лей в це­лом из стран СНГ. Рез­ко воз­рос­ший им­порт угро­жа­ет в част­но­сти сбо­роч­ным про­ек­там в Ка­зах­стане — на мощ­но­стях "Азия Ав­то" в Усть-Ка­ме­но­гор­ске вы­пус­ка­ют­ся Skoda, Chevrolet, KIA и Lada 4x4. А на Са­ры­ар­ка­Ав­то­Пром про­из­во­дят SsangYong и Iveco, а та­к­же вне­до­рож­ник Toyota Fortuner. Сей­час, утвер­жда­ют ис­точ­ни­ки "Ъ", речь идет об огра­ни­че­нии в первую оче­редь се­рых про­даж, а не офи­ци­аль­ных по­ста­вок за­во­дов, ко­то­рые мо­гут вли­ять на ко­неч­ные це­ны. Но ме­ха­низм по­ка не по­ня­тен. По дан­ным со­бе­сед­ни­ков "Ъ", Аста­на рас­смат­ри­ва­ла раз­лич­ные ва­ри­ан­ты от ли­цен­зи­ро­ва­ния по­став­щи­ков ма­шин и вне­се­ния осо­бых от­ме­ток в тех­до­ку­мен­та­цию ав­то­мо­би­лей, о том, что они при­шли от офи­ци­аль­но­го по­став­щи­ка, до вве­де­ния пря­мой кво­ты на по­став­ки, в том чис­ле офи­ци­аль­ные.

В но­яб­ре Аста­на вво­ди­ла за­прет на по­став­ки рос­сий­ской вод­ки, пи­ва и пив­ных на­пит­ков, мо­ти­ви­руя это их несо­от­вет­стви­ем но­вым тре­бо­ва­ни­ям по мар­ки­ров­ке им­порт­ных то­ва­ров. Но дей­ствие огра­ни­че­ний про­дли­лось все­го несколь­ко дней: по­сле кон­суль­та­ций рос­сий­ским им­пор­те­рам да­ли воз­мож­ность до 1 ян­ва­ря устра­нить на­ру­ше­ния. Воз­ни­ка­ли и про­бле­мы с по­став­ка­ми топ­ли­ва: вре­мен­ные огра­ни­че­ния бы­ли на­ло­же­ны в 2013 го­ду. В ито­ге им­порт рос­сий­ских неф­те­про­дук­тов пе­ре­шел под кон­троль го­су­дар­ствен­но­го "Каз­му­най­га­за", и ле­том 2014 го­да огра­ни­че­ния бы­ли сня­ты. Ис­точ­ни­ки "Ъ" объ­яс­ня­ли те про­бле­мы же­ла­ни­ем Ка­зах­ста­на раз­ви­вать соб­ствен­ную пе­ре­ра­бот­ку и уве­ли­чи­вать тол­лин­го­вые опе­ра­ции с Ки­та­ем.

Ан­на Зиб­ро­ва, Олег Трут­нев, Яна Ци­но­е­ва, Ки­рилл Мель­ни­ков, Сер­гей Стро­кань; Алек­сандр Кон­стан­ти­нов, Аста­на