Новости

13.03.2018
Соблюдайте элементарные правила безопасности
13.03.2018
Наурыз в Казахстане отмечают традиционно с 21 по 23 марта.
13.03.2018
На портале электронного правительства жители Казахстана смогут заменять водительские права онлайн

Об опасности детских автокресел предупредил эксперт

19.01.15

Трак­тов­ка неко­то­рых норм но­во­го за­ко­на для ка­зах­стан­ских во­ди­те­лей вы­зы­ва­ет во­про­сы – ака­де­мик Сар­та­ев.

О несо­от­вет­стви­ях в но­вых тре­бо­ва­ни­ях к дет­ским ав­то­крес­лам, ко­то­рые со­глас­но но­во­му За­ко­ну РК "О до­рож­ном дви­же­нии" от­ныне необ­хо­ди­мо уста­нав­ли­вать, ес­ли пла­ни­ру­ешь пе­ре­во­зить де­тей до 12 лет, ро­стом ни­же 135 см и ве­сом мень­ше 36 кг, рас­ска­зал кор­ре­спон­ден­ту Kazpravda.​kz ака­де­мик Меж­ду­на­род­ной ака­де­мии на­ук по без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти Пу­лат Сар­та­ев.

"По дет­ским ав­то­крес­лам вы­ска­зал­ся уже да­же са­мый ле­ни­вый. Спо­рить о необ­хо­ди­мо­сти дан­но­го но­во­вве­де­ния, "неожи­дан­но" воз­рос­шей цене на ав­то­крес­ла и их острой нехват­ке в ма­га­зи­нах мы не бу­дем. Хо­те­лось бы об­ра­тить вни­ма­ние на трак­тов­ку неко­то­рых норм вы­ше­ука­зан­но­го за­ко­на, ко­то­рые у нас вы­зва­ли во­про­сы", – со­об­щил Пу­лат Сар­та­ев.

В част­но­сти экс­перт за­тро­нул пункт 37, раз­дел 4, ста­тьи 54 ко­то­рый гла­сит, что во­ди­те­лю за­пре­ща­ет­ся пе­ре­во­зить де­тей до 12 лет: на зад­нем си­де­нии мо­то­цик­ла; при от­сут­ствии спе­ци­аль­но­го дет­ско­го удер­жи­ва­ю­ще­го устрой­ства или иных средств, поз­во­ля­ю­щих при­стег­нуть ре­бен­ка с по­мо­щью рем­ней без­опас­но­сти, преду­смот­рен­ных: кон­струк­ци­ей транс­порт­но­го сред­ства, а на пе­ред­нем си­де­нии ме­ха­ни­че­ско­го транс­порт­но­го сред­ства – при от­сут­ствии спе­ци­аль­но­го дет­ско­го удер­жи­ва­ю­ще­го устрой­ства. 

"Пер­вый во­прос ка­са­ет­ся фор­му­ли­ров­ки "на зад­нем си­де­нии мо­то­цик­ла". Со­глас­но дан­но­му опре­де­ле­нию, де­тей лю­бо­го воз­рас­та мож­но во­зить в мо­то­цик­лет­ной ко­ляс­ке. Вто­рой во­прос – в ста­тье 1 ав­то­ры за­ко­на да­ют сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние ав­то­мо­би­лю – ме­ха­ни­че­ское транс­порт­ное сред­ство, пред­на­зна­чен­ное для дви­же­ния по до­ро­гам и пе­ре­воз­ки по ним лю­дей, гру­зов или обо­ру­до­ва­ния, уста­нов­лен­но­го на нем, или бук­си­ров­ки по до­ро­гам транс­порт­ных средств, пред­на­зна­чен­ных для пе­ре­воз­ки лю­дей, гру­зов или обо­ру­до­ва­ния, уста­нов­лен­но­го на нем, в том чис­ле вклю­чая трол­лей­бу­сы. То есть, нор­ма за­ко­на в ны­неш­ней ре­дак­ции за­тра­ги­ва­ет мно­гие ка­те­го­рии транс­порт­ных средств: от лег­ко­вых, до гру­зо­вых и да­же трол­лей­бу­сов и мо­то­транс­порт", – от­ме­тил Пу­лат Сар­та­ев.

В то же вре­мя, со­глас­но пра­ви­лу ЕЭК ООН №14, на­хож­де­ние то­чек креп­ле­ния си­сте­мы ISOFIX, бла­го­да­ря ко­то­рой обес­пе­чи­ва­ет­ся без­опас­ное креп­ле­ние дет­ских удер­жи­ва­ю­щих устройств (офи­ци­аль­ное на­зва­ние ав­то­кре­сел) обя­за­тель­но лишь в транс­порт­ных сред­ствах, ко­ли­че­ство по­са­доч­ных мест в ко­то­рых, не счи­тая во­ди­те­ля не пре­вы­ша­ет 8 (ка­те­го­рия М1). 

"Во­прос тре­тий. На­ли­чие креп­ле­ний для си­сте­мы ISOFIX в транс­порт­ных сред­ствах ка­те­го­рии М1 ого­во­ре­но тре­бо­ва­ни­ем Пра­ви­ла ЕЭК ООН №14. Ис­пы­та­ния про­во­ди­лись с ис­поль­зо­ва­ни­ем дет­ских ав­то­кре­сел. Фор­му­ли­ров­ка "иные сред­ства, поз­во­ля­ю­щие при­стег­нуть ре­бен­ка с по­мо­щью рем­ней без­опас­но­сти" не да­ет чет­ко­го опре­де­ле­ния этим са­мым сред­ствам и под­ра­зу­ме­ва­ет ис­поль­зо­ва­ние че­го угод­но в ав­то­мо­би­ле. Гру­бо го­во­ря, мож­но хоть кор­пеш­ки, хоть стоп­ку книг под­ло­жить под ре­бен­ка, что­бы обес­пе­чить "нуж­ную" вы­со­ту для "на­деж­ной" фик­са­ции рем­ня­ми без­опас­но­сти", – про­ин­фор­ми­ро­вал ака­де­мик.

Пу­лат Сар­та­ев под­черк­нул, что име­ю­щи­е­ся на се­год­ня в про­да­же бу­сте­ры, адап­те­ры и дру­гие сред­ства, яко­бы обес­пе­чи­ва­ю­щие без­опас­ность де­тей, ис­поль­зо­вать крайне не же­ла­тель­но, так как ис­пы­та­ния для опре­де­ле­ния пра­виль­ных то­чек креп­ле­ния для этих устройств не про­во­ди­лись и до­ста­точ­но­го ко­ли­че­ства дан­ных для их эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния по­ка нет. По­это­му ни од­но­го из этих устройств, а та­к­же па­ра­мет­ров по точ­кам креп­ле­ния для них нет в тех­ни­че­ском ре­гла­мен­те Та­мо­жен­но­го со­ю­за "О без­опас­но­сти ко­лес­ных транс­порт­ных средств", а зна­чит, тре­бо­ва­ния к их без­опас­но­сти не под­твер­жде­ны.

Од­на­ко, ма­ло лишь иметь в ав­то­мо­би­ле ав­то­крес­ло. Очень важ­но, что­бы его тип, ко­их на­счи­ты­ва­ет­ся 4, со­от­вет­ство­вал ве­су и ро­сту пе­ре­во­зи­мо­го ре­бен­ка. Толь­ко в этом слу­чае они смо­гут обес­пе­чить мак­си­маль­ную без­опас­ность.

"Еще один мо­мент – нор­ма су­ще­ству­ю­щей ре­дак­ции За­ко­на РК по спе­ци­аль­ным дет­ским удер­жи­ва­ю­щим устрой­ствам или иным сред­ствам, поз­во­ля­ю­щим при­стег­нуть ре­бен­ка с по­мо­щью рем­ней без­опас­но­сти, рас­счи­та­на на все ав­то­мо­би­ли, вне за­ви­си­мо­сти от их го­да вы­пус­ка. Од­на­ко, не сек­рет, что в на­шей рес­пуб­ли­ке до­ста­точ­но мно­го ав­то­мо­би­лей, в кон­струк­ции ко­то­рых не преду­смот­ре­ны креп­ле­ния си­сте­мы ISOFIX, так как вы­пус­ка­лись они в то вре­мя, ко­гда на­ли­чие си­сте­мы ISOFIX еще не бы­ло обя­за­тель­ным усло­ви­ем", – уточ­нил Пу­лат Сар­та­ев.

Со­глас­но дан­ным Ас­со­ци­а­ции Ка­зах­стан­ско­го Ав­то­биз­не­са (АКАБ), уже сей­час в Ка­зах­стане из 4 млн ав­то­мо­би­лей, 2,3 млн на­хо­дят­ся за чер­той 20-лет­ней экс­плу­а­та­ции. Че­рез пять лет их ста­нет уже по­чти 3 мил­ли­о­на. 

"Сто­ит пред­по­ло­жить, что из бла­го­род­ных по­буж­де­ний, а мо­жет ра­ди вы­го­ды (так­со­вать из­би­ра­тель­но, от­ка­зы­вая кли­ен­там с детьми по­рой до­ста­точ­но на­клад­но) соб­ствен­ник ав­то­мо­би­ля по­тра­тит­ся и при­об­ре­тет дет­ское удер­жи­ва­ю­щее устрой­ство. Но, кре­пить его не к че­му. С те­ми же по­буж­де­ни­я­ми об­ра­тит­ся к хо­ро­ше­му зна­ко­мо­му свар­щи­ку, СТО-шни­ку, ме­ха­ни­ку и т.д. Зна­ко­мый "уме­лец" за сим­во­ли­че­скую пла­ту уста­но­вит необ­хо­ди­мые креп­ле­ния – "на гла­зок". И вот тут-то на­чи­на­ет­ся са­мое ин­те­рес­ное, а ес­ли быть точ­ным – са­мое опас­ное для ва­ших де­тей", - по­яс­нил экс­перт. 

Он объ­яс­нил, что дан­ные креп­ле­ния уста­нав­ли­ва­ют­ся стро­го по тре­бо­ва­ни­ям Пра­вил ЕЭК ООН, ме­ста креп­ле­ний опре­де­ля­ют­ся спе­ци­аль­ным ма­не­ке­ном при про­ве­де­нии ис­пы­та­ний. В Ка­зах­стане та­ко­го ма­не­ке­на нет, и по­доб­ных ис­пы­та­ний ни­кто не про­во­дит. К то­му же, уни­вер­саль­но­го опре­де­ле­ния мест креп­ле­ний для всех ав­то­мо­би­лей не су­ще­ству­ет. В каж­дой мо­де­ли это раз­ные точ­ки, в за­ви­си­мо­сти от вы­со­ты ку­зо­ва, кон­струк­ции си­де­ний, и др. Со­от­вет­ствен­но, уста­нав­ли­вая креп­ле­ния ISOFIX в сво­их ав­то­мо­би­лях, вла­де­лец транс­порт­но­го сред­ства неосо­знан­но, но сво­и­ми ру­ка­ми под­вер­га­ет опас­но­сти здо­ро­вье и жизнь ма­лень­ких пас­са­жи­ров. Пе­ре­дви­га­ясь в ав­то­мо­би­ле на ав­то­крес­ле, за­креп­лен­ном на "ку­стар­ные" креп­ле­ния, ре­бе­нок мо­жет под­вер­гать­ся да­же боль­шей опас­но­сти, чем, ес­ли бы он во­все не был при­стег­нут.

"Так что, ува­жа­е­мые ро­ди­те­ли – за­ду­май­тесь пе­ред тем, как са­жать ре­бен­ка в ав­то­крес­ло, за­креп­лен­ное в са­мо­дель­ные креп­ле­ния. Не под­вер­гай­те опас­но­сти сво­их де­тей!", – поды­то­жил экс­перт.